Форум Магов. Магическая помощь. Орден Грааля Миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Марийское язычество

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Существование живого язычества у народов Поволжья само по себе сенсация, но ещё большая сенсация, что среди них есть народ по преимуществу языческий — марийцы.

Со времён противостояния Казани и Москвы среди марийцев сформировались две сильно отличающиеся друг от друга этнографических группы, которые некоторые исследователи даже считают двумя разными народами-горномарийцы, в противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного) и луговые марийцы, воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, и сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (их любимый фольклорный герой князь Болтуш, возглавлявший борьбу с русскими).

Малочисленные горные марийцы проживают в районе города Козьмодемьянска.

Горномарийцы без сопротивления принимали православие. Они давно и прочно приняли христианство, утратили языческую память и сегодня в горномарийском крае довольно много православных священников-горномарийцев, кое-где в богослужении используется марийский язык. Непрактикующие горномарийцы во всяком случае являются носителями христианской культуры.

Большая часть республики заселена луговыми марийцами. Луговые марийцы с упорством сохраняли верность язычеству, несмотря на иногда очень жестокую политику христианизации, осуществлявшуюся русским правительством. Всенародные моления мари, собиравшие всех картов (жрецов) и тысячи паломников, продолжались до 1887 г., когда царским властям удалось подавить массовые проявления язычества.

Ко времени Октябрьской революции марийское язычество ещй оставалось вполне дееспособным. В большинстве деревень сохранялся институт жрецов, не были вырублены под корень, как в Мордвии и частично в Удмуртии и Чувашии, священные рощи. Потомственные некрещеные язычники (чистые марийцы), считая себя людьми высшего сорта, даже не вступали в браки с крещёными. Перед революцией и сразу после проводились съезды всех жрецов марийского народа.

Репрессии против язычества возобновились в 20-е гг. Жрецов репрессировали, и каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства карательными органами. С тех пор установился обычай ночных молений. Только однажды, в 1949 г. советская власть позволила провести мировое моление, посвящённое победе над Германией, собравшее десятки тысяч верующих и продолжавшееся дольше недели. Это событие врезалось в память народа как важная историческая веха.

После падения советской власти во многих деревнях сохранился институт картов (жрецов), которые традиционно пользуются авторитетом и сохраняют языческую преемственность от поколения к поколению. В сер. 90-ых гг. в Марий Эл, согласно опросам марийских социологов, 5-7% “чистых” язычников, 60% “двоеверов” (это самоназвание: двоеверы ходят в церковь и в священные рощи, считая, что по-разному поклоняются одному Богу) и только 30% — православных, в основном, русских. 200 тысяч марийцев диаспоры — в Башкирии, Татарии, на Урале — в основном потомки беженцев от христианизации. Среди них до 90% чистых язычников.

С другой стороны, представители национально ориентированной марийской интеллигенции видят в язычестве силу, способную консолидировать нацию и спасти её от русификации. Так в конце 80-х гг. зародились, а в начале 90-х гг. структурно оформились культурные, общественные и политические организации, которые придерживаются языческой религиозной идеологии. Возрождение язычества началось на волне национального движения конца 80-ых годов. Пионером в этом деле стала, возникшая в 1989 г. организация национально ориентированной творческой молодёжи «Увий», первая призвавшая к возвращению к вере предков. В 1992 г. была создана ведущая организация марийского народа Мари Ушем, программа которой включает возрождение марийской веры, и в руководстве которой состоит несколько картов. От Мари Ушем откололась малочисленная радикальная националистическая партия Кугезе мланде, официально ориентированная на язычество. Позднее возникла объдиняющая в основном университетских преподавателей языческую научно-просветительскую организацию Сорта (Свеча).

Активность и относительная многочисленность общественно-политических и культурных организаций, ориентированных на язычество, резко контрастирует с неспособностью марийских язычников создать массовые и эффективные собственно религиозные организации. Неформализованное, патриархальное деревенское язычество до сих пор, несмотря на все попытки оформить его в современные организационные структуры, не поддаётся структуризации.

0

2

Не проявляет особой активности в собственно религиозных организациях и интеллигенция.

В 1991 г. по инициативе народного писателя Александра Михайловича Юзекайна была создана и зарегистрирована религиозная организация «Ошмарий-Чимарий» (5). Юзекайн и Алексей Якимов объявили себя верховными жрецами и то соперничали, то каким-то образом разделяли полномочия. Ни Юзекайн, ни Якимов не смогли создать жизнеспособной организации. Несмотря на то, что они официально представляли язычество в различных организациях и на массовых мероприятиях, многие язычники не признавали их авторитет. После смерти в в 1996 г. Юзекайна Ошмарий-Чимарий возглавил ещё менее авторитетный Александр Данилов. «Ошмарий-Чимарий» фактически превратилась в организацию типа «круглого стола», зонтика для различных мероприятий, которые организуют такие формально не религиозные организации, как Мари Ушем, а то и власти республики. В конце 90-ых годов сформировался Совет картов из 13 наиболее авторитетных жрецов (все они не интеллигенты, а наиболее знающие обряд сельские жители). Совет этот собирается несколько раз в год под крышей Ошмарий-Чимарий.

Что касается сохранности древнемарийской веры, то здесь нужно отметить два аспекта: степень сохранности мифологии и степень сохранности обряда, молитв, заклинаний. Мифология сохранилась очень плохо. Достаточно сказать, что основным источником для её реконструкции служит рассказ русского писателя 19 в. Евгения Чирикова «Юмын удыр». Религиозная доктрина нынешнеми идеологами реконстурируется, дописывается, а следовательно, и переписывается. Благодаря вмешательству национальной культурной интеллигенции марийское язычество понемногу начинает подвергаться неизбежной реформации. Работа по созданию цельного языческого “писания” на основе мифологии, молитв, заклинаний, обрядов только начата, но уже постепенно вытесняет устное “предание”, на которое только и опирались все предшествующие поколения картов.

Вот как в одном из своих интервью описал религиозную картину мира верховный жрец А.. Юзекайн: «Марийская вера — самая чистая, лучше всех от века сохранила духовные истины. Верховный бог-творец Ош Поро Кугу Юмо (Большой Белый Бог) имеет образ человека и является царём богов. От Верховного Бога исходит живительная сила, энергия-Ю, гармонизирующая и одухотворяющая Вселенную. Кроме Кугу Юмо существует иерархия десятков богов и множества духов; наиболее почитаемые : Каво-Юмо (Бог Неба), Кече-Юмо (Бог-Мать, она же Солнечный Бог), Шо-Чинава (верховная Богиня Земли). Существуют природные боги-духи (наиболее почитаемые священные деревья, духи леса). Необходимо поклоняться духам предков и легендарных героев.» (6). Среди героев наиболее почитаем князь XI в. Чимблат, к XVI в. признанный божеством и считающийся покровителем марийского народа. На могиле Чимблата (Кировская область) традиционно проводятся мировые моления. Марийские язычники признают существование дьявола (шайтана), ада и рая.

В то же время обряд, тексты молитв и заклинаний до сих пор сохранились в деревнях достаточно полно. В 1991 г. был издан сборник языческих молитв и заклинаний, собранных этнографом Никандром Поповым (с 1999 г. он возглавляет Мари Ушем), которым теперь стали пользоваться жрецы, ранее совершавшие молитвы по памяти.

Среди марийских язычников сохраняется разделение на чимари (чистых язычников), считающих христианство ложной, враждебной религией и двоеверов, считающих, что и в церквах и в рощах поклоняются одному и тому же богу. Двоеверы ходят в православные церкви и молятся там Юмо, как и в священной роще. Отличие двоеверов от чистых заключается в том, что они считают “соседнего” бога русского народа тем же Юмо, но названным по-иному. Во многих языческих культурах существует обряд “согласия” с чужими духами, для которых в отдельном месте приносится особая жертва. По свидетельствам местного православного духовенства, до сих пор в деревнях двоеверы приносят в храм жертвенных птиц, кладут их перед иконой “сильного бога с ружьём”, как они называют Геория Победоносца, и убегают прочь, понимая, что это не одобряется православными. Двоеверы, как правило, крестят детей, но никогда не исповедуются и не причащаются. Перед иконами читают языческие молитвы и Пасху отмечают в Страстную Пятницу, очевидно, потому, что их сознание органично воспринимает славную смерть-гибель Бога-героя, но не вмещает понятий искупления и Воскресения, принадлежащих иной религиозной культуре. Так что назвать их хотя бы отчасти “христианами” невозможно.

Моления и религиозные обряды никогда не проводились в помещении, но только на открытом воздухе. Моления по уровню их организации условно можно разделить на 6 уровней: "семейные", "родовые", "деревенские" (проводятся 2 раза в год), "тышты" ( т.е. 3-7-ми деревень, проводятся раз в 2-3 года), "мер комалтыш" (т.е. нескольких десятков деревень, раз в 5 лет) и "мировые" (т.е. всего марийского народа, когда-то проводились приблизительно раз в 10 лет, но с 1991 г. — ежегодно). В каждой деревне есть несколько "картов", наиболее уважаемых крестьян, знающих наизусть молитвы. Моления сопровождаются многочисленными жертвоприношениями (бык, конь, овца, гусь, утка).

Возрождение в неприкосновенности древнего языческого обряда, к которому естественно стремятся деревенские карты, не совсем приемлемо для городских жителей. Обильные и кровавые жертвоприношения обременительны и неестественны для них. Поэтому всё чаще в среде языческой интеллигенции обращаются к религиозному опыту движения "«Кугу Сорта» (Большая свеча). В 1877 г. на крупном молении в Юкшумской волости Яранского уезда его руководители братья Якмановы выступили с проповедью реформы, предполагавшей в частности замену кровавой жертвы на хлеб, мёд и масло. В то же время члены движения были противниками любых компромиссов с православием, недопустимым грехом считали посещение церкви. В 1893 г. движение подверглось суровым репрессиям, руководители высланы в Сибирь. Движение вновь разгорелось в начале 20-ых годов, но позднее подверглось более суровым репрессиям, чем традиционное язычество из-за его большей бескомпромиссности по отношению к советской власти. В настоящее время в республике существует несколько общин «Кугу Сорта», находящихся на полуконспиративном положении ( поразительный факт— в 70-ые гг. одна из общин «Кугу Сорта» перешла в баптизм, влилась в движение инициативников— из реформаторов язычества— прямо в реформаторы традиционного христианства).

0

3

Более чем успешно складываются у языческого движения отношения с властями республики. Со времен первого избранного в 1991 году президента республики Владислава Зотина власть проявляет значительный интерес к религиозной жизни и активно вмешивается в нее.

Владислав Зотин, горный мариец, сам проявил инициативу и лично обратился к Патриарху Алексию II с просьбой о создании отдельной Марийской епархии. В 1993 году эта просьба была удовлетворена. Именно Зотин настоял на том, чтобы хиротония первого марийского архиерея состоялась не в Москве, как обычно, а в Йошкар-Оле. На хиротонию прибыл сам Патриарх. Во время хиротонии епископа Иоанна патриарх Алексий II отметил большую опасность, которая исходит от протестантских миссионеров, и подчеркнул, что небходимо с уважением относиться к местным верованиям. В том же году Зотин принял крещение от епископа Иоанна, а о. Евгений Кутырев освятил квартиру президента.

При президенте Зотине началась повсеместная передача храмов Православной Церкви и выделение средств на их реставрацию. В то же время, Зотин, являясь марийским патриотом, стремился чутко реагировать на национальные чаяния и не мог не поддержать все возраставшее языческое движение. В официальных церемониях республиканских властей стали принимать участие языческие жрецы. Во время инаугурации Зотина по сценарию его должен был благословлять архиепископ Казанский Анастасий. Однако вмешались политические группировки, сочувствующие язычеству, и добились одновременного благословения от верховного жреца — А. Юзыкайна. Сразу после своего избрания Зотин подписал Закон об охране священных языческих рощ в Республике Марий Эл. Президент также регулярно присутствовал на языческих жертвоприношениях. Подобные шаги в сторону языческого движения вызывали скрытое недовольство православного духовенства.

В конце 1996 г. Зотин потерпел поражение на очередных президентских выборах. Президентом был избран Вячеслав Кислицын, русский по национальности, еще до выборов поддерживавший тесные связи с епископом Иоанном. Будучи главой администрации Медведевского района Кислицын начал строить в районном центре церковь. Придя к власти, президент Кислицын еще в большей степени усилил вмешательство светских властей в религиозную жизнь. При администрации президента был создан Совет по взаимодействию с религиозными организациями. Возглавил его третье лицо в администрации — госсекретарь Николай Гаврилов.

В каждом районе республике при администрациях распоряжением президента Кислицына была специально создана должность заместителя главы районной администрации, ответсвенного за осуществление религиозной политики. В задачу районных администраций входит разработка планов по посильной помощи церквям, по их строительству и реставрации. Во время крупных праздников на богослужениях было обязательным присутствие глав районных администраций и других чиновников, что проверялось представителями президентской администрации, а порой контролировалось и лично Кислицыным.

В то же время статус традицинной религии в Республике Марий Эл получило не только Православие, но и ислам и марийское язычество. Властями осуществляется материальная и политическая поддержка языческого движения. На окраине Йошкар-Олы правительство выделило участок земли в 13 гектаров для строительства главного капища республики, где будут проходить мировые моления. Там же будет построен просветительский центр, в который по уже существующему проекту войдут культовые постройки для зимних молений, национальный этнографический музей, гостиница. Руководители Ошмарий — Чимарий требуют, чтобы государство выделило деньги на строительство капища и поставило его в дальнейшем на баланс Министерства культуры.

Сам русский президент Кислицын в отличие от марийца президента Зотина непосредственно участвовал в языческом обряде, совершив троекратное омовение из священного источника. Православное духовенство лишено возможности открыто выступать против язычества, так как оно пользуется поддержкой власти и критика языческой идеологии воспринимается как оскорбление национальных чувств марийского народа.

Владыка Иоанн, знакомый с президентом Кислицыным с 1993 года, считает его православным человеком и объясняет его поддержку язычников политическими мотивами. Однако при этом не скрывал своего сдержанного возмущения по этому поводу. По словам самого епископа Иоанна (интервью в марте 2000 года), "По сравнению с прошлым президентом Зотиным стало даже хуже. Русский глава республики даже больше встречается с язычниками, чтобы показать себя всем. Он ездит на их оргии, а это уже отсоединение от православия. Скоро выборы и президент будет делать еще больше шагов в сторону языческих организаций" .

(с)ШАНКАРА

0



создать форум