Форум Магов. Магическая помощь. Орден Грааля Миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Чужой" (фильм)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В истории фильмов ужасов "Чужой" занимает место не менее почетное, нежели отведено ему в пантеоне чисто научной фантастики. История экипажа космического сухогруза "Ностромо", неосмотрительно откликнувшегося на сомнительный SOS и слишком тесно соприкоснувшегося с инопланетным чудовищем, "совершенство которого может сравниться только с его враждебностью ко всему живому", на исходе семидесятых изменила обывательское отношение к Космосу.

Тогда галактические просторы воспринимались в лучшем случае как источник тесных контактов с внеземным разумом или плацдарм для бескровных лазерных битв; в том же 1979 году на околоземную орбиту даже вышел не кто иной, как Джеймс Бонд. Вселенная была местом занятным и безопасным. Но с явлением "Чужого" ситуация изменилась. "В космосе никто не услышит твоего крика", - предупреждал рекламный слоган "Чужого", однако в переполненных кинозалах визга и обмороков хватало с лихвой.

Фильм стал кассовым чемпионом, немедленно был объявлен классикой и на сегодняшний день обзавелся несколькими продолжениями. Проект начинался со сценария, читая который продюсер Уолтер Хилл не знал, смеяться ему или плакать - настолько все в сочинении подмастерья по спецэффектам Дэна О'Бэннона и его приятеля Рона Шассета было нелепо и картонно. Но, как и предупреждали во все времена авторитеты демонологии, истинные тайны темных сил скрываются не за семью печатями мрачных скрипториев, а на обманчиво доступных мусорных развалах.

"Чужой" не только явил собою невиданный доселе уровень натурализма в области препарирования человеческих тел, но и разбудил силы, о которых кинематограф по неведению или из осторожности старался не вспоминать. Сам образ Чужого был навеян графикой швейцарского сюрреалиста Ханса Рюди Гигера, точнее, работами из его альбома "Некрономикон". Именно так, как известно, называлась Книга мертвых, оставленная, если верить писателю Говарду Лавкрафту, безумным арабом Аль-Хазредом и проклятая всеми религиозными институциями.

Невероятные существа, правившие миром в докембрийскую эпоху и неоднократно запечатленные тем же Лавкрафтом, под пером Гигера превратились в чудовищных мутантов, соединивших в себе относительно живую плоть и нержавеющую сталь высоких технологий, но не утратили своей первозданной сути. На этом мистические совпадения не заканчиваются.

По своей структуре "Чужой" Скотта напоминает одну из самых известных лавкрафтовских повестей - "Хребты безумия". Экипаж "Ностромо" след в след повторил путь членов экспедиции Мискатонийского университета, в 1931 году отправившихся на Южный полюс и нашедших для себя смерть и умопомешательство. Космогонические фантазии Лавкрафта, при жизни писателя ютившиеся на страницах бульварных альманахов, странным и пугающим образом просочились на экран и стали первоосновой для одного из важнейших голливудских мифов двух последних десятилетий.

0

2

«Чужой» (англ. Alien, 1979) — классический научно-фантастический фильм ужасов малоизвестного на тот момент режиссёра Ридли Скотта. Название отсылает к главному антагонисту фильма — Чужому, чрезвычайно агрессивному инопланетному существу, которое выслеживает и убивает экипаж космического корабля. Премьера фильма в США состоялась 25 мая 1979 года.

Фильм получил ряд наград, среди которых премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты[2], «Сатурн» за «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучшую режиссерскую работу», «Лучшую второстепенную женскую роль»[3] и премию «Хьюго» за лучшую постановку, а также большое число других наград и номинаций[4]. «Чужой» послужил началом серии фильмов, главную роль в которых играла по-прежнему Сигурни Уивер, и других различных произведений: книг, видеоигр, комиксов и игрушек, а также началом серии «пересечения вымыслов» — Чужой против Хищника, в рамках которой было выпущено два фильма и большое число комиксов и видеоигр.
Сюжет

Космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз руды. Команда погружена в анабиоз. Когда автоматика корабля переводит анабиозные камеры в режим пробуждения, члены экипажа поначалу полагают, что рейс окончен и корабль находится вблизи Земли. Однако обнаруживается, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета Сетки) созвездия Сетки возле неизвестной планеты. Компьютер корабля прервал рейс, получив с этой планеты регулярный радиосигнал, и теперь в соответствии с основными инструкциями команда обязана найти и исследовать источник сигнала.
На мостике инопланетного корабля.

Экипаж отстыковывает основной корабль от груза, оставив тот на орбите, и спускается на поверхность планеты. К источнику сигнала отправляются капитан Даллас, его помощник Кейн и штурман Ламберт. Они обнаруживают колоссальную конструкцию, оказавшуюся потерпевшим крушение инопланетным звездолётом. На корабле астронавты находят труп пилота, который погиб в своем кресле, словно взорвавшись изнутри. Исследуя корабль, Кейн спускается в его нижнюю часть и находит в колоссальном по объему трюме нечто похожее на кладку яиц. После того, как Кейн трогает одно из яиц, оно раскрывается и на Кейна выпрыгивает неизвестное паукообразное существо, которое прожигает шлем его скафандра и присасывается к лицу.

Даллас и Ламберт относят находящегося в бессознательном состоянии Кейна к челноку, на мостике которого дежурит Рипли. Узнав, что Кейн поражён неизвестным биологическим организмом, Рипли, как офицер безопасности, отказывается пустить группу на борт, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине, не подчиняясь даже приказу капитана Далласа. Однако Эш игнорирует решение Рипли и вопреки правилам вручную открывает шлюз, чтобы впустить команду.

После возвращения на «Ностромо» Эш и Даллас проводят первичное исследование и выясняют, что инопланетный организм удерживает Кейна в состоянии комы. Снять организм не представляется возможным — он прочно держится за кожу лица и шею, а при попытке отрезать "палец" инопланетного паука выясняется, что его кровь, соединяясь с воздухом, образует сильную органическую кислоту, которая прожигает внутренние перекрытия корабля на несколько уровней.

Через некоторое время после старта «Ностромо» с планеты LV-426 Эш обнаруживает, что странное существо освободило Кейна и погибло. Кейн приходит в себя, экипаж готовится снова лечь в криокамеры, но во время «праздничного ужина» у Кейна начинается приступ. Он опрокидывается на стол и из его тела, пробивая грудную клетку, выбирается небольшое, похожее на змею, существо. Паркер хватает нож, чтобы убить его, но Эш его останавливает. В это время существо быстро покидает помещение и скрывается в недрах огромного корабля.
Сигурни Уивер в фильме «Чужой».

После похорон Кейна (заключавшихся в запуске тела, завернутого в саван, в открытый космос), Даллас и другие члены экипажа отправляются на поиски существа, однако путают с ним Джонса (кот экипажа корабля). За это время маленькое змееподобное существо сбросило кожу и выросло во взрослую особь, которая больше и гораздо сильнее человека. Брэтт решает найти кота, отбивается от группы и его убивает уже взрослый Чужой.

Даллас решает отправиться с огнемётом в вентиляционную систему буксира, пытаясь загнать Чужого к шлюзу и выкинуть в космос, но погибает из-за несовершенства локаторной системы, не позволившей засечь правильное направление приближения к нему инопланетного монстра. Командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли. Она обнаруживает, что у компьютера есть скрытые сверхприоритетные инструкции — «приказ 935» - изменить курс «Ностромо», исследовать новую форму жизни и доставить образцы на Землю, даже если придётся пожертвовать экипажем. Рипли решает эвакуировать команду с корабля и уничтожить «Ностромо». Медик Эш, который оказывается синтетическим человеком, пытается убить Рипли — уничтожение Чужого для него недопустимо; однако пришедшие ей на помощь Паркер и Ламберт выводят синтетического человека из строя. Позже, запустив компьютерное оборудование Эша, находящееся в его голове, Рипли учиняет тому допрос, но Эш ничем не обнадеживает людей: шансов у них против универсального паразита, способного выжить при любой атмосфере и в любых условиях, да еще и с кислотой вместо крови, нет.
Чужой

Ламберт и Паркер переносят в спасательную капсулу необходимые приборы и запасы, а Рипли отправляется в рубку, чтобы запустить процедуру самоуничтожения корабля. Чужой нападает на Ламберт и Паркера, убивает их и перекрывает Рипли путь к спасательной капсуле. На отмену запущенной процедуры самоликвидации корабля уже не остаётся времени, и единственный шанс спастись для Рипли — покинуть корабль. Рипли всё же пробирается в спасательную капсулу, захватив с собой кота Джонса, и успевает отойти на ней от «Ностромо» до того, как корабль взрывается.

Готовясь к погружению в криосон, Рипли обнаруживает проникнувшего в капсулу Чужого. Он все это время мирно спал, спрятавшись среди оборудования челнока. Ей удаётся надеть скафандр, разгерметизировать капсулу, выгнать Чужого из его укрытия и вытолкнуть с помощью гарпунного ружья за борт. Рипли выбрасывает ружьё, но шлюз капсулы в последний момент блокирует трос, на котором держится Чужой. Он пытается забраться в сопло, но Рипли запускает двигатели капсулы и Чужого выбрасывает в космос.

Рипли, взяв с собой кота Джонса, ложится в анабиозную камеру. Анабиоз должен продлиться до тех пор, пока спасательная капсула не будет обнаружена.

Происхождение

* Первым рабочим названием фильма было «Звёздный зверь» (англ. Star Beast), но оно разонравилось сценаристу, так как многократно упоминалось в других произведениях. В итоге название фильма было изменено на «Чужой», обозначающее одновременно существительное и прилагательное.
* Первоначально предполагалось, что режиссёром фильма станет Уолтер Хилл.
* С самого начала персонажам подбирались такие фамилии, чтобы их могли носить и мужчины, и женщины. В ранней версии сценария Рипли была мужчиной.
* В версии сценария Дэна О’Бэннона не было Эша. Он появился в сценарии сначала как обычный человек, но затем, по предложению продюсеров Уолтера Хилла и Дэвида Гайлера, его сделали роботом-синтетом.
* На роль лейтенанта Рипли сначала была приглашена Вероника Картрайт.
* Разработку внешнего облика Чужого и интерьеров инопланетного звездолёта делал известный швейцарский художник Г. Р. Гигер. Его концепции по мере подготовки несколько раз пересматривались из-за их откровенно выраженного сексуального характера.
* Идея, что кровь Чужого может иметь свойства кислоты, принадлежит художнику Рону Коббу.
* Первоначально предполагалось, что звездолёт будет называться «Снарк». Затем он был переименован в «Левиафан» и лишь затем стал «Ностромо» (аллюзия на одноимённый роман Джозефа Конрада).

Съёмки

* Когда студия 20th Century Fox ознакомилась со сделанной Ридли Скоттом поэпизодной раскладкой фильма, производственный бюджет проекта был сразу же увеличен в два раза.
* Во время съёмок фильма Ридли Скотт добился подчёркнутой естественности персонажей в том числе благодаря тому, что дал возможность актёрам импровизировать свои диалоги.
* Для изготовлении лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
* Механизированную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди.
* Для съёмок была изготовлена модель Чужого и два костюма, в одном из которых снимался двухметровый масай Боладжи Бадеджо, а во втором, более гибком, снимался каскадёр Эдди Пауэлл.
* При съёмках была опробована и отвергнута идея сделать Чужого прозрачным или полупрозрачным.
* Сцена, в которой чужой вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях. Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно непроизвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль.
* По слухам, Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом.
* Первоначально смонтированный вариант фильма длился 3 часа 12 минут.
* У съёмочной группы не было возможности построить декорации мостика инопланетного корабля в натуральную величину. Поэтому для достижения видимости гигантских пространств в этих сценах были задействованы дети.
* Модели корабля «Ностромо» были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяты из сборных наборов бомбардировщиков и танков Второй Мировой войны, из различных пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA, также было использовано 200 наборов для создания американских космических шаттлов и двадцать наборов TIE-истребителей и столько же наборов с моделями R2-D2 из «Звездных войн». Эти самые 200 наборов от шаттла использовали для создания двигателя «Ностромо» (использованы топливные баки), который появляется на несколько секунд в конце фильма. Всего были сделаны три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлета от завода и приземления на планетоид (около четырех метров в длину — для крупных планов).[8]
* Разрушение робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, и когда голова робота повисла рядом с телом, он просто двигая руками бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе — это голова актера Иена Холма (Ian Holm) «впаяна» в стол, в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое актер выплевывал перед тем, как начать говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока вместо крови.[8]
* В фильме снималось четыре одинаковых кота. Для сцены, в которой кот сначала выходит навстречу персонажу Гарри Дина Стэнтона (Harry Dean Stanton), а потом начинает шипеть, видя чужого сзади, снималась с участием собаки, которую сначала закрыли от кошачьих глаз, а потом неожиданно убрали загородку.

Интересные факты

* Альфред Ван Вогт выдвинул против создателей фильма судебный иск, обвинив их в заимствовании сюжета его рассказа «Discord in Scarlet» (1939), но проиграл слушания.
* В 2002 году фильм был внесен в Национальный Реестр Фильмов США в Библиотеке Конгресса как обладающий высокой художественной ценностью.
* В 2003 году выпущена режиссёрская версия фильма, в которой были добавлены несколько существенных сцен — например, сцена, в которой Ламберт нападает с кулаками на Рипли, после того как та не хотела впускать её с Далласом и Кейном на шаттл; сцена, в которой Рипли находит Далласа, вмурованного в «гнездо» Чужого, и сжигает его струёй из огнемёта, и другие.
* Некоторые повадки и характеристики чужих пересекается с фильмом «Мерзость»: инфицирование через ротовую полость, инкубация в теле, выход через живот/грудную клетку.
* Упоминание фильма есть в книге Артура Кларка "2010: Одиссея-два" (1982). В момент исследования затерянного корабля прошлой экспедиции "Дискавери" астронавт Курноу в шутку советует своему товарищу Браиловскому "не гоняться за корабельным котом, что бы ни произошло", памятуя о просмотренном неделю назад на борту корабля фильме. По словам героя, фильм был намеренно подсунут экипажу главврачом Катериной Руденко "для испытания психической устойчивости".
* В сцене отстыковки тягача перед спуском на LV-426 показано то же изображение на экране компьютерного монитора, что и в другом фильме Р. Скотта "Бегущий по лезвию" (сцена взлета в полицейской машине Декарда и Гаффа в начале фильма).
* Первый набросок "Чужого" был сделан Гигером сразу после предложения поучаствовать в создании инопланетного существа. Это происходило в кафе, и единственной бумагой попавшейся вруки, оказалась салфетка.

Вырезанные сцены

В DVD-издании 2003 года фильм вышел со сценами, которые до этого были вырезаны из прокатной версии. Правда, в данное издание вошла лишь половина вырезанных сцен, потому что другая половина не сохранилась.

* В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн тягача (не сохранилась).
* После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшими туда остальными членами команды (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал (включена в издание 2003).
* Были вырезаны кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему (не сохранилась).
* Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером (включена в издание 2003. Но возможно, как раз наоборот, т.к. именно в театральной версии эта сцена была замечена, а в режиссерской её не обнаружено).
* Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо» (не сохранилась).
* Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя не хотела их впускать в корабль (включена в издание 2003).
* Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Разговор между Паркером и Бретом в одном из подсобных отсеков во время ремонта (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брет уходят делать электрошокер (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Постельная сцена между Рипли и Далласом (была в сценарии, но не была снята).
* Сцена смерти Брета в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брета хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
* У сцены смерти Брета есть так же и альтернативный вариант: Чужой сдавливает лапами его голову и хлещет кровь (в фильме этого нет).
* После того, как Чужой утаскивает Брета, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь (включена в издание 2003).
* Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого (включена в издание 2003. Но возможно, как раз наоборот, т.к. именно в театральной версии эта сцена была замечена, а в режиссерской её не обнаружено).
* Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшом (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Рипли с Ламберт слышат голос Паркера из передатчика, тот заметил Чужого рядом с люком (можно увидеть на диске с доп. материалами, были сняты лишь сцены на мостике, кадры с Чужим сняты не были).
* Ламберт вызывает по передатчику Эша (можно увидеть на диске с доп. материалами).
* Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Бретом (включена в издание 2003).

Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:

* исследование корабля чужих;
* разговор Рипли с Эшем в медотсеке;
* разговор Далласа с Рипли после посещения медотсека;
* первоначальные поиски Чужого;
* поиски Чужого в вентиляции;
* общение Рипли с Матерью;
* допрос Эша;
* вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.

Продолжительность режиссёрской версии составляет 1 час 55 минут 41 секунду, прокатной — 1 час 56 минут 32 секунды. Это первый и единственный фильм в квадрилогии, режиссёрская версия которого короче прокатной.

Книги

В тот же год (1979) Алан Дин Фостер выпустил роман, основанный на фильме. Поскольку он писался строго по сценарию и его заявке, то содержал так же и все сцены, которые были вырезаны при монтаже.

В 1993 Глеб Киреев под псевдонимом Алекс Ривендж выпустил свою новелизацию по фильму. Так как в России к тому моменту весь кино-сериал можно было увидеть только на пиратском видео, и никакой другой дополнительной информации по фильму не было, в роман не были включены пропущенные сцены, частично были изменены имена персонажей (и даже какие-то части их биографий) и добавлено множество нововедений, не имеющих отношения к фильмам (у Чужих были щупальца и они обладали телепатией). Кроме того, им же придумана альтернативная четвертая часть саги (т.к. к тому времени она еще снята не была), в которой Рипли попадает в мир чужих.

Награды и номинации

* Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1979), премия «Серебряная раковина»:
o Лучшая операторская работа и спецэффекты

* Премия Американской киноакадемии («Оскар»):
o Лучшие визуальные эффекты.[2]

* Премия Американской академии кинофантастики («Сатурн»):
o Лучший научно-фантастический фильм[3]
o Лучший кинорежиссёр (Ридли Скотт)
o Лучшая актриса в роли второго плана (Вероника Картрайт)

* Премия британской киноакадемии:
o Лучший саундтрек
o Лучшая работа художника-постановщика

* Премия «Хьюго»:
o Лучшая постановка

* Премия «Золотой Глобус»:
o Лучшая музыка к фильму (Джерри Голдсмит)

_________________

0



создать форум