ДУРНОЙ ГЛАЗ
Дурной глаз - mal occhio - действительно существует. Современная западная культура приложила столько сил, чтобы вытеснить знания о нем, что мы стали принимать это явление за то, чем оно совсем не является. В результате Дурной глаз действует незаметно, вызывая в обществе приступы зависти. Зависть - активное проявление пассивной обиды. Она проецируется наружу через взгляд, через мимику и язык жестов, к которому большинство современных людей глухо или просто не осознает, что слышит его.
Магия такого рода действует лучше всего, когда мы не осознаем ее действия. Более того, известно, что обладатель Дурного глаза почти никогда об этом не знает. Он не является настоящим черным магом. Скорее это жертва, именно жертва, которая избегает порчи, передавая ее другим, как бы отражая ее.
Я заметил, что в традиционных обществах (по определению Бенжамина - в обществах "символического порядка", в отличие от "исторических" обществ), люди гораздо восприимчивей к языку жестов. Там, где нет телевидения и "ничего не происходит", люди наблюдают за людьми, люди "читают" людей. Прохожие на улице улавливают ваше настроение и по своему темпераменту вступают с ним в конфликт, находят равновесие или используют его. Я не знал об этом, пока не пожил в Азии.
Здесь, в Америке, люди чаще всего воспринимают тебя через "идею", которую ты проецируешь - через одежду, работу, должность, речь. На Востоке к своему удивлению ты часто обнаруживаешь, что собеседник реагирует на твое внутреннее состояние, даже если ты сам не отдаешь себе в нем отчета. Этот эффект похож на телепатию. В большинстве случаев это - действие языка тела.
Я знаю, что в Средиземноморье и на Ближнем Востоке сформировалась сложная феноменология mal occhio. Жители этих регионов подвержены зависти больше, чем их северные соседи. Однако Дурной глаз - концепция всемирная, он существует везде (в том числе и на холодном рациональном Севере), но не всегда. Исключение составляет исторический период, период доминации холодного Разума. Разум защищается от магии, не веря в нее, вытесняя ее из царства разумного дискурса. Азия защищается от магии еще большей магией - в случае mal occhio в ход идет синий камень (распространен от Ливана до Индии, и, возможно, даже восточнее). В Средиземноморье, нашей собственной Азии, используют направленную в землю "козу" (пальцы сложены в форме рогов) и фаллические амулеты.
Однако и Разум, и Магия являются предрассудками - "остаточными верованиями". Я считаю, что mal occhio "действует", но мой анализ этого феномена ни рационален, ни иррационален. Кто может объяснить сложнейшую сеть знаков, символов, сил и влияний, которые, переплетаясь, протекают между столь энигматичными монадами, которыми мы являемся? Мы не можем объяснить, как мы общаемся и, тем более что сообщаем. Если на смену "символическому порядку" пришла "история", если теперь и сама история "исчезает", мы можем, наконец, вздохнуть свободно от туманов магии и разума. Мы можем признать, что "тайны" вроде Дурного глаза (или даже "телепатии") встречаются в нашем мире. Или делают вид, что встречаются. Или нам кажется, что они встречаются, а это означает, что они просто-напросто встречаются.
Органом для восприятия такого рода знания является наше тело.
Сегодня зависть встречается везде. Одни общества пытаются ее контролировать, в других она выпущена на свободу и даже возведена в социальный принцип. Мы беззащитны перед Дурным глазом, потому что вся наша социальная этика основана на зависти. У невежественных азиатов, по крайней мере, есть амулеты и защитные жесты. Эти слабые средства защиты запретил не Разум, а христианство. Как говорили английские школьники "Verb. sap." 1.
Обе постхристианские идеологии - Капитализм и Коммунизм - питаются завистью. В обеих системах зависть является средством выживания, даже свойством самой экономики. "Ойкономика"2 (Oeconomy) - старое слово, обозначающее совокупность всех социальных договоренностей. Движущей силой восьмидесятых была не алчность. Восьмидесятые были десятилетием зависти. Меньшинство завидовало большинству, бедные - богатым, наркоманы - здоровым, женщины - мужчинам, черные - белым... При этом богатые завидовали бедным (их праздности), здоровые завидовали наркоманам (их удовольствиям), мужчины завидовали женщинам (как всегда), белые завидовали черным (их живой культуре, их страданиям) и т. д.
Расхожая антропология (обратите внимание на это "антропо"3) утверждает, что в "примитивном сознании" зависть ассоциируется с "женским принципом" - отсюда фаллическая защита от Дурного глаза. Это очень узкая точка зрения. Зависть может относиться к жадности как Инь относится к Ян. Но в то же время Дурной глаз, будучи следствием зависти, колет. Он пронзает, словно кинжал, словно фаллос, несущий смерть. Ему противостоит фаллос, несущий жизнь, пенис из плоти и крови. Один итальянский знахарь рассказывал мне, что самый ужасный mal occhio он видел у иссохшей старухи с волосатым лицом. Целитель, бывший в то же время католическим мистиком-харизматиком, взялся за лечение несчастной ведьмы и обнаружил, что на самом деле она была мужчиной, даже сама не подозревая об этом (его гениталии так и не опустились).
Анализ феномена Дурного глаза с точки зрения пола ничего нам не даст. По всей видимости Mal occhio ассоциируется с женщинами потому, что они обладают большей, по сравнению с мужчинами, восприимчивостью к языку тела и владеют специфическими видами магии, которые исчезают по мере наступления исторического периода (а история, как известно, дело рук скорее мужчин, нежели женщин).
Нуэры4 считают колдовство причиной всех несчастий, болезней и смерти. Большинство нуэрских ведьм не догадываются о том, что они ведьмы. Они страдают от зависти. Согласно верованиям нашего "цивилизованного" племени, все несчастные случаи случайны - винить в них некого. Мы тоже страдаем от зависти, однако мы "невиновны". Если честно, я не верю ни нуэрским охотникам на ведьм, ни ученым мужам нашего механистического мировоззрения. Обе системы убеждений так или иначе исчезают - зачем мне покупать билет на тонущие корабли? Мир гораздо сложнее, чем представляют эти мировоззрения, и одновременно мир куда проще, чем они нам внушают.
Считаеися, воздействие людей друг на друга столь многомерно, что однобокие концепции "колдовства" или "несчастного случая" просто не могут их описать. Адепт "колдовства" видит мир более неясным и запутанным, чем он есть на самом деле. В свою очередь сторонники "механистичности" видят его гораздо более жестоким и автоматизированным, чем он есть на самом деле. Тело знает многое, не нуждаясь в знаниях. Воображение видит многое, что не требует понимания. Тело и воображение стоят выше простого понимания и жалких абстракций.
Синий цвет - цвет неба и счастья, воздуха и света в отличие от земли и сумрака зависти. Но еще синий цвет - цвет смерти. Старая бедуинка сказала Лоуренсу Аравийскому, что его голубые глаза напомнили ей небо, которое видно через глазницы выбеленного солнцем черепа. Йезиды, "дьяволопоклонники" из Иракского Курдистана, не носят синие бусы или синюю одежду, потому что это цвет их бога - сатаны, ангела-павлина. Ношение синего может глубоко его оскорбить. Поэтому синий камешек - это гомеопатические противоядие, немного зла для защиты от зла. Быть может, это частица самого рогатого, заряженная его козлиной вирильностью. Она противостоит хтонической отрицательной энергии Инь, которая проявляется в зависти. Но в то же время синий камень символизирует прозрачность лазури, бирюзу, бесконечность, Женский принцип, женское, женственность - частицу мозаики из матрицы неба и воды.
Точно также знак "козы", направленный вперед и в лицо, несомненно, является символом Ян. Однако "коза", направленная вниз или увиденная с тыльной стороны (так ее видит обладатель Дурного глаза, даже если жест делают украдкой), становятся образом женщины Каменного века - ноги и вульва. Поэтому защищают от Дурного глаза именно "рога", направленные вниз, выражающие мужское начало. В тоже время мы видим, что этот символ воплощает силу богини.
Даже фаллический амулет, который, на первый взгляд, кажется чисто мужским, на самом деле является не пенисом зооморфного бога, а пенисом Приапа, покровителя растений. Это пенис плода и цветка, в некотором смысле - женский пенис.
Таким образом, апотропный5 комплекс не следует считать мужским, женским или даже андрогинным. Символы вращаются не вокруг пола, но вокруг самой жизни и энергии, это ценности, противопоставленные отрицанию, вакууму, смертельному холоду зависти.
Взгляду любви противостоит не взгляд ненависти, но пассивный, безжизненный взгляд зависти, вампирически тянущейся к жизни других людей. Когда бесплодная женщина видит хорошенького новорожденного, она готова превозносить его до небес, но смысл ее слов прямо противоположен тому, что она говорит; и хотя она об этом даже не догадывается, ее взгляд впивается в самое сердце ребенка. Откуда наша уверенность, что язык жестов бессилен, что это своего рода эволюционный аппендикс нашего вида, который скоро исчезнет? Разве мы не видим, что у него достаточно сил, чтобы вызывать любовь, болезнь и даже смерть?
В мире со всех сторон, словно в паноптикуме Бентама, на нас направлен смертоносные взгляды. Нам говорят, что мы жертвы, пациенты, бессильные комочки отчаянья; нам показывают нас же самих, больше всего нуждающихся в удобствах, товарах, правах, которых мы лишены. Разве не в это хотят заставить нас поверить богачи, власть имущие, политики, корпорации? Что есть у нас такое, чему они так завидуют, от чего ненасытно блестят их дурные глаза? Может быть, дело в том, о чем не догадываемся мы или не догадываются они, - в том, что мы живы, а они мертвы? Возможно, экран телевизора - это самый совершенный Дурной глаз, ибо он мертв, а мертвые (если верить Гомеру) - самые завистливые из всех существ. Все опосредованное, все медийное умерло, мертвы даже эти строки, а мертвые всегда жаждут жизни. Я постарался защитить этот текст от действия Дурного глаза, постарался предотвратить его превращение в Дурной глаз - для этого я включил в него особые магические имена. Но печатное слово само по себе не может ни спасти, ни защитить. Нужна настоящая магия, песня, которая изменит наше восприятие реальности. А еще лучше - синие дыхание безоблачного неба, жаркое движение проникающего члена.
Зависть абстрактна, потому что она хочет "отобрать". Дурной глаз - это оружие в психическом / физическом мире. Значит, ему нужно противопоставить не другую абстракцию (например, мораль), а самую что ни на есть плотскую реальность, неутолимое могущество рождения, совокупления, лазурного бриза. Амулетом от "Общества Дурного глаза" может стать наша собственная жизнь - несокрушимая как камень или рог, податливая как небо.
Добрый и дурной глаз.
Защита от порчи
Еще древние греки и римляне остерегались людей, у которых подергиваются глаза, а также тех, кто страдает косоглазием (между прочим, издавна считавшимся верным признаком телепатических и ясновидческих способностей). .Опасались больших глаз навыкате и маленьких глубоко посаженных. У народов, среди которых преобладают светлоглазые блондины, сторонились темноглазых, а там, где большинство составляют брюнеты, с опаской поглядывали на голубоглазых. И всюду настороженность вызывали люди, у которых радужные оболочки глаз окрашены
в неодинаковые цвета. Скажем, левый глаз голубой, а правый карий. Боялись людей с густыми и пышными бровями и тех, у кого были сросшиеся брови.
Вера в то, что у старых безобразных женщин дурной глаз, была широко распространена во все времена. Так, древнегреческий мыслитель Пифагор советовал оставаться дома и никуда не выходить, если у дверей встретилась уродливая старуха. Прусский король Фридрих II не сомневался в том, что он околдован на день, если утром попадалась ему старая бедная женщина. В этом случае он предпочитал вернуться и отложить все дела до следующего дня.
В актах Парижской академии наук за 1739 год содержится такая запись: "Когда какая-нибудь старая женщина приближалась к совершенно чистому зеркалу и проводила перед ним больше времени, чем необходимо, зеркало всасывало большое количество ее дурных соков, которые были собраны и "анализированы". Химические исследования показали, что они очень ядовиты".
О представлениях о дурном глазе и его обладателях один из крупнейших исследователей славянского фольклора А. Н. Афанасьев писал: "Недобрыми очами считаются: косые, выглядывающие из-за больших, нахмуренных бровей, черные ("бойся черного да карего глаза", "черный глаз - опасный") и глаза, чрезмерно выкатившиеся или глубоко впавшие. Косые глаза придают лицу неприятное выражение; старинному человеку они напоминали солнечный закат, умаление дневного света, близящееся торжество нечистой силы".
В античном мире влияние дурного глаза видели во всем. Он нарушал планы военачальников, государственных деятелей, купцов, оказывался причиной
военных поражений и неудач в политике, срывал торговые сделки, вызывал землетрясения, наводнения, ливни с грозами, а иногда, наоборот, очищал небо от облаков.
В средние века врачи, философы, теологи разработали целую систему мер для обнаружения случаев сглаза. Симптомам вызываемых дурным глазом болезней у детей служили внезапная бледность, похудение, хилость, свинцовый цвет лица, слабый или неравномерный пульс, жар, потливость, головные боли, долгое лежание в постели, синие пятна под глазами, отсутствие аппетита, сильное сердцебиение, зеленые или черные экскременты, моча свинцового цвета с резким запахом, судороги, эпилептические припадки, запоры и т. д.
Взрослые, на которых насылали порчу, должны быть проявлять беспокойство, вздыхать без причин, испытывать без всяких оснований чувство панического страха, предаваться меланхолии, плакать, страдать от головной боли. Их выдавали желтоватый или пепельно-серый цвет лица, печальные слезящиеся или, наоборот, сухие глаза, боли в желудке, рвота, частое потирание рук и т. п.
Характерным считалось то, что больной отказывается от медикаментов, что лекарства не приносят ему облегчения, что врачи не могут распознать болезнь, что больной испытывает страх перед священником, молитвой, святой водой и именем Иисуса.
В древнем Египте талисманом служили золотые пластинки с выгравированными на них крыльями орла. Афганцы предохраняли своих детей от дурного глаза, вешая им на шею когти или клюв орла.
Защитой от дурного глаза считался и голубой цвет. В Восточной Пруссии в колыбель ребенка клали ленту из голубой шерсти. В Астурии носили на шее мешочек с индиго. Греческие девушки носят браслеты из голубого стекла. В Турции на шапочки новорожденных прикрепляют кусочки голубой материи с изречениями из Корана. Богатые турки и греки прикрепляют к шапочкам детей оправленные в серебро голубые камни, бедные - кусочки голубого стекла. Турки помещали цепочки из голубых камней на корабельные мачты.