Иерархия друидов.
Во главе всех друидов, как правило, стоял один, пользо¬вавшийся среди своих собратьев величайшим авторитетом. Главный друид появлялся на людях в сопровождении свиты из представителей друидов области или даже страны, а так¬же их учеников.
После смерти такому друиду наследовал самый достой¬ный, а если таковых набиралось несколько, то дело решали голосованием. Иногда спор о первенстве приходилось разре¬шать при помощи оружия. В Ирландии короля друидов (лат. rex druidum; др.-ирл. righ druadh) избирали именно таким образом.
Верховные друиды (лат. magistri druidum) составляли наиболее авторитетную верхушку всего сословия жрецов-от¬шельников.
Школа друидов.
Друиды были хранителями и толкователями древней му¬дрости, носителями особого учения.
Свои знания друиды устно передавали ученикам вдали от людей и их жилищ, в тишине, в глубине пещер и лесов. Урок. проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем и толкователем которых был жрец; учитель как бы доверял ученику по секрету свои знания.
Ученики приобщались друидами к священным тайнам дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни.
Другие кельтские сословия также узнавали от друидов немало важных вещей, например, о своих обязанностях. Всадника, скажем, учили тому, что его основное предназна¬чение — быть воином и уметь умирать (лат. metu mortis neglecto).
Учениками друидов-отшельников становились дети дру¬идов-мирян, воинов и простых общинников. Так как дли¬тельное обучение было связано с большими расходами, со¬став учеников обычно ограничивался выходцами из зажи¬точных семей.
Одни юноши сами поступали в науку к друидам, других присылали родители и родственники.
Выдающиеся друиды могли иметь множество учеников; иногда у них собирались целые отряды из молодых людей бла¬городного происхождения, по сто человек и более. Но из такой сотни бестолковых повес подчас лишь восемь-двенадцать об¬наруживали способности к науке друидов.
За время обучения юноши выучивали наизусть множест¬во стихов, поэтому некоторые из них постигали курс знаний в течение двадцати лет.
Записывать стихи мудрые друиды считали греховным. Это было проявлением принципиальной позиции, а не неве¬жества: во всех прочих случаях, например, при оформлении общественных и частных записей они пользовались гречес¬ким и латинским алфавитами.
Друиды придерживались такого порядка по двум причи¬нам. Во-первых, они вовсе не желали, чтобы их учение стало доступным любому общиннику, а во-вторых, было бы не¬кстати, чтобы воспитанники, слишком полагаясь на запись, не обращали должного внимания на укрепление памяти.
Друиды много рассказывали своим ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, о могу¬ществе и власти бессмертных богов. Отшельники утвержда¬ли, что им ведомы величина и форма Земли и мира, движе¬ние звезд и желания богов.
Основной аспект учения друидов — вера в бессмертие души, аналогичная пифагорейскому учению о переселении душ.
Это убеждение друиды стремились укрепить в людях более всего. Душа, согласно их учению, переходит после смерти из одного тела в другое. Они полагали, что такая ве¬ра устранит страх смерти и тем возбудит храбрость в воинах.
Эта вера была действительно широко распространена в народе; вполне вероятно, что галлы, которые славились храбростью в сражениях, укрепляли свой боевой дух верой в то, что душа вечна и, значит, павшего воина ждет впереди другая, не менее интересная жизнь...
Пророчества друидов
Искусство прорицания входило в круг обязанностей дру¬идов и являлось одной из их специализаций. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королем. Даже если предсказания приоб¬ретали зловещий оттенок, друид должен был с полным спо¬койствием и без колебаний сообщить их заинтересованному лицу, хотя бы этот человек был местным королем.В латинских источниках друидов-пророков называли ваты (vates — «провидцы, прорицатели, пророки; вдохновен¬ные песнопевцы; учителя»). Это слово вошло в древний ир¬ландский язык в виде слова faith.Дивитиак утверждал, что ему известна наука о природе, которую греки называют фисиологией; он также предсказывал будущее — частично при помощи гадания, частично пользуясь собственной интуицией.
Когда в правление Нерона пожар опустошил Рим, друиды заявили римлянам, что в прошлом Рим был взят галлами, но престол Юпитера остался нетронутым и потому держава выстояла. Поскольку губительное пламя Неронова пожара уничтожило Капитолий, стало очевидным, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп.Диоклетиану на постоялом дворе в Тонгре некая друидес-са предсказала, что он станет императором, если убьет вепря (лат. арег). Так и случилось впоследствии: Диоклетиан во¬царился, убив префекта претория Апера («вепря»).Основной целью друидического гадания было определение, каковы приметы и предзнаменования на конкретный день, имеют ли они благой или неблагоприятный характер. Если предзнаменования не внушали особого оптимизма,друиды могли задержать выступление войска или перенести сражение на другой день.
Огонь из рябиновых дров считался у друидов наилучшим для предсказания исхода битвы. Сама процедура гадания «по рябиновому огню» проходила следующим образом.
Два противостоящих войска разжигали по костру из рябиновых поленьев и веток и напряженно следили за поведением пламени во время горения. Если пламя обращалось в сторону одного из противников, ему следовало спешно отступать, чтобы не быть разбитым, а другому — нападать и преследовать его.Галльские маги для предсказания будущего тянули жребий, используя ветви омелы или можжевельника, сопровождая эти действия пением заклинаний.
В некоторых кельтских племенах прорицатели не только пользовались большим авторитетом, но и держали в подчинении весь народ. Эти прорицатели предсказывали будущее, наблюдая за птицами и принося жертвы, в том числе — кровавые и человеческие.
Обряды, совершаемые прорицателями, иногда производили совершенно невообразимое и странное впечатление, особенно когда речь шла о выяснении предзнаменований мероприятия, сулившего какие-либо крупные выгоды его участникам.
Посвятив человека в жертву богам, друид наносил ему удар мечом в область диафрагмы. Сраженная жертва падала, а ученый внимательно следил за ее падением, конвуль¬сивными движениями конечностей и истечением крови — все эти факторы обладали исключительной важностью для правильного распознавания грядущего.
Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, не связанным с жертвоприношениями. Считалось, например, что полет птиц имеет предвещающий характер.
политическая деятельность
Друиды оказывали огромное влияние и на институт королевской власти у кельтов. Цезарь признавался, что наделил властью Конвиктолитава после того, как, согласно обычаю города, имя того рекомендовал для назначения посредник от галльских жрецов.
Часто друиды не только ритуально санкционировали выбор и коронацию нового короля, но и сами рекомендовали и выдвигали подходящих кандидатов на вакантную королевскую должность. На торжественных пирах друид сидел по правую руку от короля, и король, который нередко был обязан ему своей короной, воздавал ученому мужу всяческие почести. В случае пьяной ссоры или свалки на королевском пиру друиду достаточно было встать и простереть руку в знак умиротворения, чтобы все безропотно подчинились и замолкли.Вмешательство друидов во внутриполитическую жизнь общины часто было направлено против стремления знатных воинов к усилению их роли в управлении страной или племенем. Это происходило чаще всего в наиболее затруднительных ситуациях, когда необходимо было соблюсти оказавшиеся под угрозой интересы государства или свои собственные.
Друид нередко стоял во главе заговора с целью свержения неугодного короля или претендента на королевскую должность. Известно, что отец Кельтилл был убит, поскольку добивался царской власти.Случалось, что друиды непосредственно перед битвой становились между войсками, которые, выстроившись в боевом порядке, грозили друг другу мечами и копьями, и усмиряли их, словно разбушевавшихся диких зверей.
Несмотря на целый ряд приведенных ранее описаний благообразной внешности друидов, было бы ошибкой представлять их исключительно как немощных белобородых старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в истории, носили мечи и другие доспехи, славились как сильные единоборцы, возглавляли отряды и целые дружины из вооруженных друидов или обычных воинов.
Например, известно, что современник Цезаря, друид Дивитиак командовал корпусом кавалерии и руководил военными операциями.
Участие друидов в осуществлении правосудия
В Галлии религиозное и светское правосудие вершили друиды. В их ведении состояли также вопросы этики. Простой народ считал друидов справедливейшими из людей, у знати были свои основания доверять их мудрости, поэтому на них возлагали рассмотрение, как частных, так и общественных споров.
Итак, было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве или о границах,— решение по всем этим вопросам выносили те же друиды. Согласно древним историкам, друиды назначали награды и наказания, а если кто-либо — хоть частное лицо, хоть целый народ — отказывался подчиниться их решению, того они отлучали от жертвоприношений.
Друиды-целители
Однажды сын кельтского бога-врачевателя приставил отсеченную руку бога Ноденса и с помощью заговора в три дня и три ночи исцелил его. До исхода трех дней он держал руку бога, и на ней наросла кожа. Недовольный такой дерзостью, отец убил сына и похоронил его согласно обычаю. На его могиле выросло триста шестьдесят пять целебных трав.
Дочь бога-врачевателя пришла на могилу брата, расстелила свой плащ и, собрав травы с могилы, разложила их на плаще согласно целебным свойствам. Бог-врачеватель и тут навредил: он подкрался к дочери во время этой работы и перемешал травы так, что с тех пор только друиды ведали их назначение.
В процессе обучения ученики друидов постигали свойства 350 растений. В течение года, каждый день лунного месяца, они знакомились с новым целебным растением.
Все члены общины приходили к друиду со своими ушибами и ранами, рубцами и болями. Друид называл каждому его болезнь и давал снадобье.
Некоторые друиды славились поразительными целительскими умениями. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Друиды поддерживали о себе мнение как о сильных и мудрых целителях, обладающих искусством заживления ран, умением побеждать смерть и вообще преодолевать любое недомогание.
Избранный друидами род деятельности предполагал глубокое знание лечебных свойств деревьев, кустарников и трав. Поэтому они стремились распознать все целебные растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров, настоев и смесей лекарственных растений. Прочной основой познаний друидов-целителей об особенностях и характерных свойствах различных деревьев, кустов и трав стала практика, постоянно снабжавшая полезной информацией о свойствах человеческого организма и его реакциях на те или иные снадобья.
Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений. Выпив его, обезумевший успокаивался, забыв причину, которая вывела его из себя. Бесноватых и обезумевших друиды приводили в норму еще и таким способом: крепко держа больного за руки и за ноги и распевая над ним свои волшебные песни, пока разум бедолаги не начинал проясняться. Последняя процедура очень напоминает изгнание бесов молитвами в христианской церкви; надо думать, результаты подобной терапии тоже были сопоставимы.
Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания — огнем, железом и лекарством,— непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством.
Как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой.
В оздоровительных целях они также использовали природные источники, которые особенно рекомендовали для лечения раненых или тяжело больных. Впрочем, в некоторых случаях друиды предписывали раненным стрелами купание в яме с коровьим молоком.