Существование живого язычества у народов Поволжья само по себе сенсация, но ещё большая сенсация, что среди них есть народ по преимуществу языческий — марийцы.
Со времён противостояния Казани и Москвы среди марийцев сформировались две сильно отличающиеся друг от друга этнографических группы, которые некоторые исследователи даже считают двумя разными народами-горномарийцы, в противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного) и луговые марийцы, воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, и сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (их любимый фольклорный герой князь Болтуш, возглавлявший борьбу с русскими).
Малочисленные горные марийцы проживают в районе города Козьмодемьянска.
Горномарийцы без сопротивления принимали православие. Они давно и прочно приняли христианство, утратили языческую память и сегодня в горномарийском крае довольно много православных священников-горномарийцев, кое-где в богослужении используется марийский язык. Непрактикующие горномарийцы во всяком случае являются носителями христианской культуры.
Большая часть республики заселена луговыми марийцами. Луговые марийцы с упорством сохраняли верность язычеству, несмотря на иногда очень жестокую политику христианизации, осуществлявшуюся русским правительством. Всенародные моления мари, собиравшие всех картов (жрецов) и тысячи паломников, продолжались до 1887 г., когда царским властям удалось подавить массовые проявления язычества.
Ко времени Октябрьской революции марийское язычество ещй оставалось вполне дееспособным. В большинстве деревень сохранялся институт жрецов, не были вырублены под корень, как в Мордвии и частично в Удмуртии и Чувашии, священные рощи. Потомственные некрещеные язычники (чистые марийцы), считая себя людьми высшего сорта, даже не вступали в браки с крещёными. Перед революцией и сразу после проводились съезды всех жрецов марийского народа.
Репрессии против язычества возобновились в 20-е гг. Жрецов репрессировали, и каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства карательными органами. С тех пор установился обычай ночных молений. Только однажды, в 1949 г. советская власть позволила провести мировое моление, посвящённое победе над Германией, собравшее десятки тысяч верующих и продолжавшееся дольше недели. Это событие врезалось в память народа как важная историческая веха.
После падения советской власти во многих деревнях сохранился институт картов (жрецов), которые традиционно пользуются авторитетом и сохраняют языческую преемственность от поколения к поколению. В сер. 90-ых гг. в Марий Эл, согласно опросам марийских социологов, 5-7% “чистых” язычников, 60% “двоеверов” (это самоназвание: двоеверы ходят в церковь и в священные рощи, считая, что по-разному поклоняются одному Богу) и только 30% — православных, в основном, русских. 200 тысяч марийцев диаспоры — в Башкирии, Татарии, на Урале — в основном потомки беженцев от христианизации. Среди них до 90% чистых язычников.
С другой стороны, представители национально ориентированной марийской интеллигенции видят в язычестве силу, способную консолидировать нацию и спасти её от русификации. Так в конце 80-х гг. зародились, а в начале 90-х гг. структурно оформились культурные, общественные и политические организации, которые придерживаются языческой религиозной идеологии. Возрождение язычества началось на волне национального движения конца 80-ых годов. Пионером в этом деле стала, возникшая в 1989 г. организация национально ориентированной творческой молодёжи «Увий», первая призвавшая к возвращению к вере предков. В 1992 г. была создана ведущая организация марийского народа Мари Ушем, программа которой включает возрождение марийской веры, и в руководстве которой состоит несколько картов. От Мари Ушем откололась малочисленная радикальная националистическая партия Кугезе мланде, официально ориентированная на язычество. Позднее возникла объдиняющая в основном университетских преподавателей языческую научно-просветительскую организацию Сорта (Свеча).
Активность и относительная многочисленность общественно-политических и культурных организаций, ориентированных на язычество, резко контрастирует с неспособностью марийских язычников создать массовые и эффективные собственно религиозные организации. Неформализованное, патриархальное деревенское язычество до сих пор, несмотря на все попытки оформить его в современные организационные структуры, не поддаётся структуризации.